2015/12/21

Обязанности пользователя охотугодий по охотхозяйственному соглашению

В самом простом и общем виде – они закрепляются в охотхозяйственном соглашении.
Этим соглашениям посвящена глава 4 закона «Об охоте». Целью, в соответствии с законом, является привлечение инвестиций в охотничье хозяйство. Пользователь имеет два обязательства:1.выполнять мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и 2.создавать охотничью инфраструктуру, и органы власти тоже обязуются сделать две вещи: 1. предоставить в аренду на период действия охотхозяйственного соглашения земельные и лесные участки, расположенные на территории охотничьих угодий (если они находятся в государственной собственности, не предоставлены иным лицам и необходимых для размещения объектов охотничьей инфраструктуры); 2. предоставить право на добычу охотничьих животных.

Надо сразу сказать, что чаще пользователь получает по охотхозяйственному соглашению только второе – право добычи охотничьих животных. Предоставить в момент заключения соглашения первое – т.е. право аренды земельных и лесных участков для ведения охотничьего хозяйства сложнее – поскольку предоставление таких участков производится в соответствии с земельным и лесным законодательством, а там свои требования. (Хотя я находил по некоторым субъектам случаи, когда такие участки все же указываются. Как они это делают – не знаю, на мой взгляд – наугад указывают квартала, которые могут быть предоставлены в аренду впоследствии).

Одновременно и пользователь сразу после аукциона в момент заключения охотхозяйственного соглашения еще ничего не может сказать ни об объемах инвестиций, ни о направлениях их использования: собирается ли он рубить стрелковые просеки, строить охотничьи дома или даже вышки для охоты: ничего этого он еще просто не знает.

Поэтому чаще соглашение сводится к предоставлению права на добычу за обязательство по сохранению ресурсов. И только. Это нашло свое отражение даже в утвержденной Минприродой формой охотхозяйственного соглашения (Приказ от 31 марта 2010 года № 93 «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения».

В этом примерной форме указываются сведения о местоположении, площади и границах охотничьего угодья, сведения о земельных и лесных участках расположенных на территории угодья (вообще, форма предусматривает указать те участки, которые передаются в аренду охотпользователю, но поскольку, как сказано выше на момент аукциона этого сделать нельзя – обычно просто перечисляются все земельные и лесные квартала с указанием их кадастровых номеров и назначения участков), сведения об обитающих  на этой площади охотничьих ресурсах с указанием их численности за последние пять лет, требования к максимальному и минимальному количеству животных которые могут обитать на территории после заключения охотхозяйственного соглашения, годовой размер арендной платы (опять же - здесь будет прочерк – у нас нет пока арендуемых участков), годовой размер сбора за пользование объектами животного мира ( ни к чему не обязывает пользователя, поскольку сбор уплачивают физические лица при получении разрешения на добычу), срок действия – от двадцати до сорока девяти лет, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение в соответствии с общими нормами гражданского кодекса об договорах, и основания расторжения соглашения (по соглашению сторон или решением суда, одностороннее расторжение по требованию государственного органа или по инициативе пользователя не предусмотрено).

Интересующимся более точными формулировками и сведениями о правах и обязанностях сторон стоит посмотреть соответствующий раздел примерной формы. Основное их содержание с некоторыми комментариями приведены выше.

В качестве примера охотхозяйственного соглашения можно взять любое, опубликованное в качестве предложения на сайте Торги.ру, где государственные органы власти субъектов федерации выставляют охотничьи угодья на торги, проводимые в форме аукциона. На этом сайте есть специальный раздел: Охотхозяйственные соглашения. Заходите, выбираете регион и видите торги по данному региону за последние полгода. Более старые торги - в архиве.

Вот, например, аукционная документация по выставленным на торги охотничьим угодьям Бабаевского района Вологодской области. Как видим, она практически ничем не отличается от типовой формы.

Среди обязанностей, основанных на охотхозяйственном соглашении, можно выделить те, выполнение которых обычно строго проверяется государственными органами: выполнение необходимого объема биотехнических мероприятий, обеспечение порядка выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов населению и возврата сведений о добытых животных, предоставление на согласование схемы развития охотничьего хозяйства, регулирование численности охотничьих угодий, выполнение учетов. Все эти обязательства регулируются соответствующими нормативными актами, поэтому с выполнением их у пользователей обычно не возникает особенных сложностей.

Есть проблема с уже упомянутым выше заключением договора аренды на лесные участки, необходимые для осуществления охотхозяйственной деятельности: подрубки осины, изготовление солонцов и вышек, разрубки просек и т. п: лес необходим для выполнения многих биотехнических и охотхозяйственных мероприятий. Здесь проблема с Лесным кодексом – он в своей теперешней форме не дает охотникам доступа к лесным ресурсам без договора аренды, а заключение договора аренды в отношении такого, как говорили раньше, мелкого отпуска, крайне затруднительно. Здесь у пользователя ситуация плохая: с одной стороны, надо подрубать осинку для подкормки, а с другой - этого сделать нет никакой возможности. В качестве выхода в такой ситуации можно подсказать заключение фиктивных договоров с лесниками на покупку древесины, а на деле - рубить как рубили, без разрешения.

Вот и все основные сведения об охотхозяйственных соглашениях.
Для тех, кто прочитал вышенаписанное невнимательно, специально подчеркну, что охотничьи угодья передаются под обязательство сохранения ресурсов совершенно бесплатно. Если не считать средств, потраченных на победу в аукционе, никаких дополнительных платежей пользователи не делают. Все их расходы далее состоят из обязательств по выполнению соглашения: заказать схему размещения и охраны угодий (провести охотустройство) 1 раз в десять лет, выполнять ежегодно необходимый объем биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, переправлять в бюджет уплаченные охотниками сборы за пользование животным миром, приобретать и продавать охотникам бланки разрешений и путевки, как-то наладить отношения с лесниками за пользование лесными ресурсами. Все, больше ничего от пользователя соглашение не требует. Угодья фактически передаются пользователям бесплатно (если не считать цены, уплаченной по итогам аукциона, а она иногда бывает огромной - но это другая история).

Надо, однако, сказать, что права и обязанности охотпользователя не исчерпываются теми, что указаны в соглашении.

Пользователем может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Соответственно, у всякого пользователя имеются еще и налоговые обязательства, и обязательства по отношению к персоналу. Например, численность егерской службы не оговаривается охотхозяйственным соглашением, но ведь сколько-то егерей должно быть в штате? И они должны получать по крайней мере, минимальную заработную плату. Должна быть какая-то техника – машины, снегоходы, лодки. Они должны быть зарегистрированы, должен уплачиваться транспортный налог. Для ведения деятельности необходимы здания: гаражи, дома охотника, склады – и т.д. Все они – объекты, облагаемые налогом на недвижимость. Я все это говорю к тому, что если организация, расположенная, скажем, в ближайшем городе, создает в районе охотничье хозяйство – то она обязана, в соответствии с налоговым кодексом, зарегистрировать в этом районе обособленное подразделение – по месту нахождения имущества и по месту уплаты налога на персонал. Отсутствие такой регистрации будет свидетельствовать о том, что охотничье хозяйство ведется по серым схемам и может вызвать законный интерес властей.

Много неприятностей в последнее время вызывает у пользователей необходимость выполнения ветеринарных требований. Раньше такой напасти в охотничьем хозяйстве не было, но после появления неудачных формулировок в приказах Минприроды, ветеринары в целом ряде субъектов РФ перешли в наступление на охотников, а те, несмотря на целую череду судебных тяжб, не смогли отбиться. Об одном таких случаев можно почитать в моем блоге здесь.

Еще вопрос, который вызывает некоторое непонимание – возможность продажи охотхозяйства или передачи прав по охотхозяйственному соглашению. Поскольку право на заключение договора организация или юридическое лицо получают по результатам аукциона – постольку такая передача прав невозможна. У тех, кто продолжает пользоваться угодьями без заключения соглашения, а на основании договора и долговременной лицензии – положение такое же именно вследствие наличия лицензии.

Поэтому, если планировать заключение соглашения с целью дальнейшей продажи угодий – надо действовать предусмотрительно и выбрать такую форму организации, в которой возможен переход власти от одних лиц к другим без ликвидации хозяйства. Например, в ООО могут поменяться учредители – путем перехода доли в уставном капитале другому лицу. А вот если выбрана форма ИЧП – тут уже никуда не деться, угодья и хозяйство не продать.

О том, к каким последствиям может привести не понимание этой ситуации – можно посмотреть по истории создания и ликвидации в ООО «Середского» в Бабушкинском районе Вологодской области.

На засыпку. Вот ситуация, возникшая у одного из пользователей: охотничьи угодья целиком расположены на частной земле. Частник против того, чтобы на его территории охотились и жалуется. Прокуратура, проведя проверку, установила, что пользование осуществляется без оформления права пользования земельным участком и требует устранить нарушения. Как быть пользователю?







Комментариев нет:

Отправка комментария