2017/02/04

Кто имеет право регулировать численность охотничьих животных

Регулирование численности волка
Один из видов охоты - охота в целях регулирования численности. О содержании этой охоты и о том, в каких случаях такая охота проводится, мы уже писали.
Теперь - о том, кто может осуществлять эту охоту. Это очень важно, поскольку практика, как мы покажем ниже, спошь и рядом построена на нарушениях закона. 

Часть 2  статьи 13 закона "Об охоте" звучит так: 
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Это можно понять так, что именно сами юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями угодий, силами своих работников производят регулирование численности. И только на них может быть выписано пользователем разрешение на добычу. Нельзя выписать разрешение на физическое лицо, не являющееся работником пользователя. 







Такой подход нашел отражение и в судебной практике. Вот одно из таких дел. (Ссылка на Консультант-плюс, доступна только в нерабочее время)

Вместе с тем, надо признать, что формулировка закона не настолько жестка, чтобы ее нельзя было прочитать по другому. Может охотпользователь, исполняя возложенную на него обязанность по регулированию, заключить, к примеру, договор подряда или договор оказания услуг с физическим лицом-охотником на регулирование численности?  Похоже, что может. 

Тогда разрешение на регулирование пользователь может выдать любому охотнику, с которым у него, у пользователя, будет заключен гражданско-правовой договор.


Давайте сравним это с тем, что  сказано по поводу регулирования в общедоступных угодьях: 
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется физическими лицами и юридическими лицами, соответствующими требованиям настоящего Федерального закона, при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных лицам, указанным в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Поскольку в части 2 статьи 20 закона указаны работники юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющие обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов на основании трудового или гражданско-правового договора, постольку в общедоступных угодьях регулированием могут заниматься только такие люди.

В общедоступных угодьях нельзя выдать разрешение на регулирование численности охотнику, не являющемуся работником. При этом все равно: постоянный это работник, или нанятый по договору гражданско-правового характера. Здесь все однозначно.

В отношении закрепленных угодий такой четкой фразы нет. Не сказано здесь, что разрешение выдается только лицам, указанным в части 2 статьи 20 закона. Что это означает?
Посчитал ли законодатель, что и так уже определил в части 2 статьи 20 круг лиц, на которых может быть выдано разрешение? Или просто здесь очередная дырка в законе, которую можно прочитать и так и эдак?

Но, думается, что и для пользователей в законе нет запрета на заключение договоров гражданско-правового характера с физическими (или юридическими, тут все равно) лицами на выполнение регулирования численности. 

А это означает, что если пользователь выдает любому абсолютно охотнику разрешение на добычу в целях регулирования, да выписывает на него же путевку (а что такое путевка, если не договор?), то он не нарушает требований, установленных законом "Об охоте". Надо ему, пользователю, только помнить, что этот договор должен отличаться по содержанию от обычного договора на спортивную охоту.

В случае спортивной охоты путевка подтверждает заключение договора оказания услуг: пользователя-охотнику.

В случае охоты в целях регулирования услугу оказывает охотник. Он по поручению пользователя осуществляет отстрел или отлов охотничьего животного. Здесь пользователь нанимает работника. Поэтому будет неуместным взимание платы при выдаче путевки. Наоборот, будет правильным уплатить охотнику за выполненную работу или оказанные услуги.

Поэтому, если мы видим в хозяйстве путевку на регулирование численности, в которой указана ее стоимость, да еще точно такая же, как и стоимость путевки, выданной на спортивную охоту, мы понимаем, мы имеем дело с нарушением закона.

Почему мы об этом пишем? Стало уже повсеместным и массовым явлением выдавать разрешение на регулирование сверх установленного лимита и квот добычи, или за пределами установленного срока охоты, или на добычу запрещенными для спортивной охоты способами.

Кончился лимит на лося? Получи разрешение на регулирование в целях предотвращения ДТП. Хорошо летит гусь, а охота еще не открыта? Вот разрешение на регулирование в целях профилактики птичьего гриппа. Хочется погонять волка с вертолета? Выпросили в охотдепартаменте на регулирование его численности  и - вперед.

Если такие разрешения оформлены на охотников, не являющихся работниками, они противозаконны. И в общедоступных и в закрепленных угодьях эту РАБОТУ могут выполнять только физические лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с ее заказчиком. 
Ну, или юридические лица, нанятые для этой же цели, а их работники, опять же связаны трудовым или гражданско-правовым договором с нанимателем.



Комментариев нет:

Отправка комментария