2017/02/14

О моральном кодексе охотника

В наставлении Мономаха - этом литературном завещании князя киевского к наследникам - есть несколько важных строк об охоте.
"Любя охоту, мы ловили зверей, я вязал сам своими руками в густых лесах диких коней, вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня рогами, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь вырывал меч с моего бедра, медведь прокусывал седло; лютый зверь однажды бросился и сбил коня подо мною, несколько раз и падал с лошади, два раза разбивал свою голову, повреждал руки и ноги, я сам все то делал, что мог приказать другим: смотрел за конюшнею, охотою, ястребами и соколами". (Цитируется по книге "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Собранное М. Забылиным. Москва, 1880 год. Размещено на сайте Библиотека Руниверс. Электронный ресурс).
Здесь мы видим не только исторические сведения об охоте в древние времена, но и некоторые моральные принципы, которые автор считал необходимым передать потомкам. Думается, что они не были бы лишними и в современном моральном кодексе охотника.





Всякий охотник должен добыть трофей своим трудом. Не охотник тот, кого "под белы руки" взведут на стрелковую вышку на кормовом поле или подкормочной площадке, кого обеспечат всеми современными средствами видеонаблюдения и контроля,  кому на охоте достается только своевременно нажать спусковой крючок дорогой заморской винтовки,  сфотографироваться с трофеем, да дать указания о погрузке трофея. Любишь охоту - делай свою охоту сам!
Не охотник и тот, кто не дает зверю никакого шанса на борьбу и спасение за счет применения сложной техники или оружия. Это не означает, конечно, что на медведя надо выйти с голыми руками. Какие у него лапы и какие у нас? Думаю, что даже и выход со зверем один на один с рогатиной или мечом будет теперь явным перебором. Есть некий набор оружия и снаряжения, который сегодня, в наше время, обеспечивает достаточную безопасность для человека и сохраняет все же спортивность охоты. По мере того, как люди становятся все более изнеженными горожанами, это набор, очевидно, будет изменяться. Неспортивно сейчас, например, применение приборов ночного видения или тепловизоров или транспортных средств. Неспортивно применение полуавтоматического оружия, оружия очень больших калибров, позволяющих и при небрежном прицеливании гарантированно добыть зверя. Неспортивно применение электронных манков. Любишь охоту - соревнуйся со зверем на равных!
По сравнению с баснословно богатыми дичью древними временами теперь, в условиях сильного оскуднения охотничьей фауны, следовал бы включить в моральный кодекс и  другие принципы.
Добыть хороший трофей хотели бы очень многие охотники и всем им надо предоставить такую возможность. Это аморально, когда один может в силу своего служебного положения или за счет денег за один сезон может брать трофей за трофеем, а другой стоит в безнадежной очереди на получение единственного разрешения. Это неправильно, и если нормы закона и позволяют поступать таким образом, то мораль должна это запретить. Любишь охоту - не забывай, что ты не один!
И наконец, зверя нужно жалеть, не бить его столько, сколько имеется возможность. Не только потому, чтобы он мог достаться и другим охотникам, но и потому, что его просто осталось теперь мало. Не добывай больше, чем это необходимо для тебя - для еды ли, или чтобы сделать хороший ковер. Не бей самку. Не бей сеголетка.  Любишь охоту - береги зверя!
Это не законы, а моральные принципы, это моральный кодекс охотника. Большинство охотников соблюдают его. И чем больше будет таких, тем лучше будет наша охота.
И здесь они не все, а только те, что показались более важными после прочтения наставления нашего далекого пращура - настоящего охотника князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха.



Комментариев нет:

Отправить комментарий