2016/12/30

О регулировании численности охотничьих ресурсов

Вологодским охотдепартаментом 27 декабря принято решение о регулировании численности лося, а 28 декабря - кабана, бобра и волка. При этом, оно действует  в отношении охотничьих угодий всей области  и на весь календарный год - с 1 января по 31 декабря.
Информация об этом размещена на официальном сайте департамента. Причем, в соответствии с теперешними правилами, размещена только информация о принятии решения, а самого решения нет. Поэтому мы не знаем, какое количество зверя подлежит регулированию и имеются ли надлежащие основания для принятия этих решений.
Посмотрим поэтому только на юридические основания для регулирования численности охотничьих животных. 
Цели и условия для принятия решения о регулировании численности содержатся в статье 48 закона "Об охоте", а форма и порядок принятия решения утверждены приказом Минприроды от 13 января 2011 года № 1.
В соответствии с последним, регулирование численности возможно при наличии двух оснований.






1. При выявлении превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов. В этом случае власти в течении 30 дней с момента выявления такого превышения принимают решение о регулировании.

2. В случае возникновения угрозы возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. В этом случае в течении 3 дней с момента поступления таких данных также принимается решение о регулировании численности.

Что касается первого основания - никаких данных о превышении максимальных показателей численности у нас нет.

Приказом Минприроды от 30 апреля 2010 года № 138 утверждены показатели максимальной численности охотничьих ресурсов. По лосю они составляют 18 особей на 1000 га, по медведю - 2 особи на 1000 га, по кабану - 20 особей на 1000 га. По пушным (бобр) и по птице (водоплавающие) эти показатели не устанавливаются вовсе. Наши фактические показатели даже не приближаются к максимальным.

Второе основание для принятия решения о регулировании численности связано с выявлением возникшей угрозы. То есть не было, а вот она возникла, внезапно. И надо не позднее 3 дней с момента возникновения принять решение о регулировании.
И как видим, в приказе Минприроды перечислены три случая возникновения таких угроз:
1. Угроза возникновения и распространения болезней охотничьих животных.
Сейчас - после выявления в 2016 году случаев АЧС и бешенства во многих районах Вологодской области - можно говорить о наличии такой угрозы. Кабаны и плотоядные являются носителями этих заболеваний  и в отношении их принятие решения о регулировании совершенно необходимо. Численность этих видов необходимо снижать, а в отношении добытых животных нужно проводить ветеринарную экспертизу. Поскольку оба заболевания имеют характер эпизоотии, решение о регулировании должно охватывать значительную площадь территории области (может быть, и всю) и длительный период времени (может быть, и весь год).
Примерно такая же ситуация сейчас в отношении водоплавающих птиц и птичьего гриппа.

А вот отношении лося, медведя и бобра никаких сведений об угрозе возникновения заболевания у нас сейчас не имеется.

2. Угроза нанесения ущерба здоровью граждан. Такая угроза, и даже не только здоровью, но даже и жизни, может возникать при выходе лосей на дороги с большим транспортным потоком, их выходе в населенные пункты, а также, например, при выходе медведя к населенным пунктам.
Однако в этом случае угроза всегда имеет локальный характер. Никто не может сказать заранее - будут ли медведи выходить к пасекам и в каком количестве; будут ли лоси входить в города, и как часто они будут это делать; будут ли лоси активно мигрировать через транспортные магистрали и сколько будет таких лосей.
Для принятия решения о регулировании численности животных по этому основанию объективных данных заранее - в начале года, еще до появления учетных данных о численности животных , о размещении их в охотничьих угодьях, нет.

Покажите нам - сколько сейчас, именно в данный момент имеется лосей в придорожной полосе? Ведь только в этом случае можно сказать, сколько из  них подлежит изъятию. Для принятия решения необходим учет животных возле дорог, предшествующий принятию решения. Ведь может так оказаться, что сейчас там лосей и вовсе нет.
Поэтому принятие такого решения на весь год и для всей области в отношении лося не оправдано теоретически и не соответствует законодательству.
Надо еще добавить, что регулирование лося вблизи дорог на самом деле не только лишено всякого практического смысла, но даже и опасно. Устраивать загонные охоты возле дорог - значит рисковать жизнью и здоровьем граждан, передвигающихся на них. Слава богу, что на самом-то деле, возле дорог никто и не гоняет. Об этом можно почитать подробнее вот здесь.

3. Угроза объектам животного мира и среде их обитания. Одни животные могут нанести ущерб другим животным. Волк может нанести ущерб численности копытных. Бобры могут построить плотины и подтопить большие площади леса, и уничтожить таким образом и лес,  и собственную кормовую базу. Имеются ли достаточные данные, чтобы утверждать о наличии такой угрозы? В отношении волка надо показать его численность, его размещение в охотничьих угодьях, связать эти данные с численность копытных животных.

Это означает, что и для принятия решения о регулировании в случае возникновения угрозы объектам животного мира и среде их обитания необходимы учетные данные в отношении конкретных территорий и локальных популяций. Принимать такое решение на всю область и на весь год - также неправильно.

Таким образом, департамент мог принять решение о регулировании численности на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года и в отношении территории общедоступных охотничьих угодий всей области только в отношении кабана (АЧС), водоплавающих (птичий грипп), лисицы, волка и енотовидной собаки (бешенство).
Принимать такое решение в отношении лося нет никаких оснований. Также как и в отношении волка из-за угрозы объектам животного мира.




Комментариев нет:

Отправить комментарий